Святой Апостол Андрей
Святой Апостол Андрей
| ||||
Андрей
вместе с другими апостолами сопровождал Спасителя до последнего дня его
земной жизни, а после смерти Иисуса на кресте стал свидетелем
Воскресения и Вознесения Христова. Он также присутствовал в Иерусалиме в
день Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов
и ученики Христовы получили чудесные дары - исцелять и нести Слово
Божие на разных языках.
В
житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и
его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбарями,
родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского
озера), в семье еврея Ионы (В Евангелии от Иоанна (1:42) Иисус говорит
будущему св. Петру: «ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что
значит: „камень" (Пётр)»).
Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит «мужественный». Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей. Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает кпокаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу (Согласно Евангелию от Иоанна (1:41), именно от Андрея св. Пётр впервые узнал о том, что нашли Мессию (Христа)). Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети. Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8—9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20—22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).
Святой
Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и
учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя
следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Господа
святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день
Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в
Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков
на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар
исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о
великих делах Господа.
Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Пройдя через Босфорское царство, Апостол Андрей предпринял морское путешествие во фракийский город Византию, где первым проповедовал учение Спасителя и основал Церковь - будущий центр восточного христианства. Далее его путь пролегал вверх по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Автор «Повести временных лет» Нестор пишет о том, как апостол пристал на ночь к Киевским горам и, поднявшись утром, пророчествовал, что на этих горах «воссияет благодать Божия», и что будет здесь великий город, где Господь воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил там крест. Это место было «ознаменовано в Киеве храмом во имя его». («…Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру…» («Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва). Далее святой Андрей отправился в Новгород, где воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова. Оттуда апостол доплыл до Ладожского озера, а потом – до острова Валаам. Предание гласит о том, как святой установил на острове каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна(капище – культовое сооружение у славян; Велес и Перун – боги славянской языческой мифологии), обратив в христианство языческих жрецов. Таким образом, Андрей Первозванный прошел путь, названный в дальнейшем "Из варяг в греки", сея первые семена христианского учения среди разноплеменного населения древней Руси. После апостольского служения в землях будущей России, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в греческую страну Эпир. Как и в начале пути, апостол прошёл через Фракию, где снова и снова проповедовал учение Иисуса. Житие апостола повествует о многих случаях воскрешения им усопших (Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря); Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского). В ахайском городе Патры святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. Он был отправлен на казнь римским проконсулом Егеатом. По преданию, в Патрах святой Андрей остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия, и избавил его от тяжёлой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Множество горожан святой Андрей в это время излечил возложением рук от различных болезней. Однако сам правитель не принял проповедь апостола. Предание подробно говорит о встрече апостола с правителем Патр (Деяния св. апостола Андрея Первозванного). Не мог понять Егеат слова и смысл учения святого Андрея, и повелел бросить апостола в темницу. Толпы людей, верных своему учителю, стекались к месту заключения святого Андрея. Они были готовы встать на его защиту. Однако святой удерживал их своей вдохновенной проповедью. Он просил их не производить «возмущения во имя Иисуса Христа». Напоминал о том, как Спаситель, будучи предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Святой Андрей призывал своих последователей к спокойствию и молчанию, увещевал их вести себя подобно воинам Го́спода, которые умеют страдать, не жалуясь и не ропща. Он просил собравшихся не препятствовать выпавшим на его долю испытаниям, — ведь не земных мук нужно бояться, а тех, которые не имеют конца. Устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму: явившись, они внезапно исчезают. Святой Андрей провёл всю ночь, благовествуя людям, собравшимся у места его заточения. Он учил их не бояться временных страданий: они легко переносятся, если незначительны, если же они велики, то оканчиваются со смертью телесной, но её ли бояться тем, кто уверовал в бессмертие души. С любовью обращаясь ко слушавшим его в ту ночь, святой Андрей призывал их быть готовыми через временные скорби перейти к вечной радости, в вечное царство Христово. Вокруг места казни собралось множество народа; святой Андрей, будучи на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием. Два дня проповедовал апостол с креста. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 70 года после Рождества Христова. Как молиться перед иконой
Первозванне
Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю,
всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце
поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная
страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи
твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа
твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде
любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже
ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во
свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во
храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя
мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и
приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты
абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси,
сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и
о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о
нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем
нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение
со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.
|
Комментарии